Президенту Национальной Академии
кинематографических искусств и наук России
Наумову Владимиру Наумовичу
Уважаемый Владимир Наумович!
Позвольте мне засвидетельствовать глубокое уважение к работе возглавляемой Вами Академии кинематографических искусств и наук и к Вам лично!
Компания «Дирекция кино», которой я руковожу, получила переадресованное нам обращение группы композиторов, выдвинувшее требование к Академии снять из номинации «Лучшая музыка к фильму» Дмитрия Емельянова («Союз Спасения»).
Поскольку нам и нашему композитору этими людьми фактически предъявлены обвинения в непрофессионализме и воровстве интеллектуальной собственности (плагиате), считаем своим долгом дать комментарий по всем пунктам полученного письма.
1. «Музыка к фильму не является полностью оригинальной (авторской)». Согласно нашему замыслу, для того, чтобы сделать исторический материал картины более близким современному зрителю, мы включили в музыкальное решение проекта наряду с оригинальными, созданными для фильма темами, реминисценции культовых российских рок-композиций девяностых-двухтысячных. Перед Дмитрием Емельяновым стояла сложнейшая творческая задача преодоления «временного барьера», с которой, он, на наш взгляд, блестяще справился, дав «Союзу Спасения» уникальное звучание, не имеющее аналогов в отечественной киноиндустрии. В мировой практике существуют удачные примеры подобных решений («Великий Гэтсби», «Мир Дикого Запада» и многие другие), но там просто в голову никому не приходит дисквалифицировать создателей из номинаций на престижную премию, обвиняя их во вторичности[1].
Поскольку авторы обращения выложили его в публичный доступ на сайте change.org, мы смогли найти там единственную ссылку на «прямолинейно переписанную», по их мнению, композицию. Авторы письма «предполагают, что были переработаны и другие оригинальные произведения сторонних авторов», но не указывают, какие именно. Поэтому мы можем прокомментировать только композицию «Конная атака». Эта музыка не является «переработкой» Дэниэла Пембертона, поскольку не совпадает с ней ни мелодически, ни гармонически. Пересечение по ритму и темпу является распространённой практикой в современной музыке [2]. Определённый «английский акцент», который послышался авторам письма, возможно, связан с тем, что музыка к фильму сводилась известным британским звукорежиссером и саунд-продюсером Кэмероном Крэйгом (Cameron Craig), дважды обладателем премии «Грэмми» [3]. Представления авторов письма о нарушении авторских прав выглядят особенно странными на фоне того факта, что саундтрек к «Союзу Спасения» издавался в США компанией “Hollywood Records” , по поручению студии “Disney”, которая занимается дистрибуцией фильма. Скрупулёзный подход этой компании к соблюдению авторских прав не нуждается в комментариях.
2. «Наше сообщество считает, что музыка к фильму «Союз Спасения» - яркий образец непрофессионализма…», указывают авторы письма в Академию, сетуя на «примитивную имитацию живого оркестра...которая не может считаться соответствующей уровню масштабного коммерческого фильма». Мы, естественно, уважаем любое зрительское мнение, но профессионализм подписавшихся, к сожалению, выглядит крайне сомнительно. Мы ознакомились с фильмографией подписантов и вынуждены констатировать отсутствие у большинства из них опыта работы не только в «масштабном коммерческом», но и вообще в кино.
Мы сделали свой фильм, не пытаясь попасть в провинциальное представление о «большом голливудском кино». В музыкальном решении использовались современные технологии, стили и звучания, разнообразные инструменты от симфонического оркестра до синтезаторов, гитар и всевозможных перкуссий.
Дмитрий Емельянов, на наш взгляд, является одним из ярчайших представителей молодого поколения композиторов. Он работал с Сергеем Урсуляком, Анной Меликян, Алексеем Нужным, Борисом Хлебниковым и другими мастерами нашего кино. Мы считаем его выдвижение абсолютно заслуженным и благодарны Академии за его номинацию и попадание в шорт-лист «Золотого Орла».
Спасибо Вам, Владимир Наумович, за то, что Вы ознакомились с нашим письмом. Если Вы сочтете нужным, обнародуйте наш ответ, разослав его членам нашей Академии.
С уважением,
Продюсер проекта «Союз Спасения», член Академии «Золотой Орёл»
Анатолий Максимов
[1] Музыка к «Миру Дикого Запада», который активно включает в себя музыкальные темы рок-хитов, получала номинации на «Эмми» и «Золотой глобус».
[2] В упомянутом саундтреке Дэниэла Пембертона к фильму «Меч короля Артура» использовано много ритмов из классической рок-музыки. Так, например, тема “King Arthur: Legend of the Sword” - это по использованию ритм-секции известнейшая композиция “Kashmir” группы “Led Zeppelin”, а ритм композиции “Growing up Londinium” - вдохновлен “Tomorrow Never Knows” группы “The Beatles”( по сути, просто jungle - ритм, сыгранный на живых барабанах).
[3] Он работал с такими исполнителями как Адель, Грейс Джонс, Энни Ленокс, Эми Уайнхаус, Кристина Агилера, Сиа, в послужной список которого входят картины «Рома» Альфонса Куарона, «Траст» Дэнни Бойла, «Голодные игры» Гэри Росса.