Письмо Компании «Дирекция Кино» Президенту Киноакадемии России В.Н. Наумову


22 января 2021 года

Президенту Национальной Академии
кинематографических искусств и наук России
Наумову Владимиру Наумовичу

Уважаемый Владимир Наумович!

Позвольте мне засвидетельствовать глубокое уважение к работе возглавляемой Вами Академии кинематографических искусств и наук и к Вам лично!

Компания «Дирекция кино», которой я руковожу, получила переадресованное нам обращение группы композиторов, выдвинувшее требование к Академии снять из номинации «Лучшая музыка к фильму» Дмитрия Емельянова («Союз Спасения»).

Поскольку нам и нашему композитору этими людьми фактически предъявлены обвинения в непрофессионализме и воровстве интеллектуальной собственности (плагиате), считаем своим долгом дать комментарий по всем пунктам полученного письма.

1. «Музыка к фильму не является полностью оригинальной (авторской)». Согласно нашему замыслу, для того, чтобы сделать исторический материал картины более близким современному зрителю, мы включили в музыкальное решение проекта наряду с оригинальными, созданными для фильма темами, реминисценции культовых российских рок-композиций девяностых-двухтысячных. Перед Дмитрием Емельяновым стояла сложнейшая творческая задача преодоления «временного барьера», с которой, он, на наш взгляд, блестяще справился, дав «Союзу Спасения» уникальное звучание, не имеющее аналогов в отечественной киноиндустрии. В мировой практике существуют удачные примеры подобных решений («Великий Гэтсби», «Мир Дикого Запада» и многие другие), но там просто в голову никому не приходит дисквалифицировать создателей из номинаций на престижную премию, обвиняя их во вторичности[1].

Поскольку авторы обращения выложили его в публичный доступ на сайте change.org, мы смогли найти там единственную ссылку на «прямолинейно переписанную», по их мнению, композицию. Авторы письма «предполагают, что были переработаны и другие оригинальные произведения сторонних авторов», но не указывают, какие именно. Поэтому мы можем прокомментировать только композицию «Конная атака». Эта музыка не является «переработкой» Дэниэла Пембертона, поскольку не совпадает с ней ни мелодически, ни гармонически. Пересечение по ритму и темпу является распространённой практикой в современной музыке [2]. Определённый «английский акцент», который послышался авторам письма, возможно, связан с тем, что музыка к фильму сводилась известным британским звукорежиссером и саунд-продюсером Кэмероном Крэйгом (Cameron Craig), дважды обладателем премии «Грэмми» [3]. Представления авторов письма о нарушении авторских прав выглядят особенно странными на фоне того факта, что саундтрек к «Союзу Спасения» издавался в США компанией “Hollywood Records” , по поручению студии “Disney”, которая занимается дистрибуцией фильма. Скрупулёзный подход этой компании к соблюдению авторских прав не нуждается в комментариях.

2. «Наше сообщество считает, что музыка к фильму «Союз Спасения» - яркий образец непрофессионализма…», указывают авторы письма в Академию, сетуя на «примитивную имитацию живого оркестра...которая не может считаться соответствующей уровню масштабного коммерческого фильма». Мы, естественно, уважаем любое зрительское мнение, но профессионализм подписавшихся, к сожалению, выглядит крайне сомнительно. Мы ознакомились с фильмографией подписантов и вынуждены констатировать отсутствие у большинства из них опыта работы не только в «масштабном коммерческом», но и вообще в кино.

Мы сделали свой фильм, не пытаясь попасть в провинциальное представление о «большом голливудском кино». В музыкальном решении использовались современные технологии, стили и звучания, разнообразные инструменты от симфонического оркестра до синтезаторов, гитар и всевозможных перкуссий.

Дмитрий Емельянов, на наш взгляд, является одним из ярчайших представителей молодого поколения композиторов. Он работал с Сергеем Урсуляком, Анной Меликян, Алексеем Нужным, Борисом Хлебниковым и другими мастерами нашего кино. Мы считаем его выдвижение абсолютно заслуженным и благодарны Академии за его номинацию и попадание в шорт-лист «Золотого Орла».

Спасибо Вам, Владимир Наумович, за то, что Вы ознакомились с нашим письмом. Если Вы сочтете нужным, обнародуйте наш ответ, разослав его членам нашей Академии.

С уважением,
Продюсер проекта «Союз Спасения», член Академии «Золотой Орёл»
Анатолий Максимов

----------------
 

[1] Музыка к «Миру Дикого Запада», который активно включает в себя  музыкальные темы рок-хитов, получала номинации на «Эмми» и «Золотой глобус».

[2] В упомянутом саундтреке Дэниэла Пембертона к фильму «Меч короля Артура» использовано много ритмов из классической рок-музыки. Так, например, тема  “King Arthur: Legend of the Sword” - это по использованию ритм-секции известнейшая композиция “Kashmir” группы “Led Zeppelin”, а ритм композиции “Growing up Londinium” - вдохновлен “Tomorrow Never Knows” группы “The Beatles”( по сути, просто jungle - ритм, сыгранный на живых барабанах).

[3] Он работал с такими исполнителями как Адель, Грейс Джонс, Энни Ленокс, Эми Уайнхаус, Кристина Агилера, Сиа, в послужной список которого входят картины «Рома» Альфонса Куарона, «Траст» Дэнни Бойла, «Голодные игры» Гэри Росса.

 

 

Открытое письмо сообщества российских кинокомпозиторов президенту Киноакадемии России В.Н. Наумову

Комментарии Ученого секретаря Киноакадемии России Кирилла Разлогова.