Огни европейской окраины европейская киноакадемия отметила юбилей


04 октября 2007 года
Европейская киноакадемия отметила юбилей

В Берлине в 20 раз прошла церемония вручения премии Европейской киноакадемии. Лучшим фильмом года была признана румынская картина «4 месяца, 3 недели и 2 дня» Кристиана Мунжиу, получившего к тому же и приз за режиссуру. Приз за лучшую мужскую роль получил израильтянин Сассон Габай из фильма «Оркестр приехал», который был отмечен также за лучший дебют. А лучшей актрисой была признана Хелен Миррен за роль в фильме «Королева».

Если не принимать во внимание русское происхождение Хелен Миррен (настоящее имя которой Елена Миронова), то российское кино в этом году осталось без наград. Однако можно порадоваться и тому, что двое наших соотечественников вошли в число номинантов: оператор Михаил Кричман (фильм “Изгнание”) и актриса Ксения Раппопорт, сыгравшая в фильме итальянского режиссера Джузеппе Торнаторе “Незнакомка”. Ксения уже получила национальную итальянскую кинопремию «Давид Донателло» за эту роль, но в европейском масштабе «Незнакомка» уступила «Королеве». Правда, Ксения все же поднялась на сцену за наградой – фильм получил приз зрительскиих симпатий по результатам интернет-опроса.
В целом распределение наград не было неожиданным: с одной стороны, Хелен Миррен за эту роль уже была удостоена «Оскара», магии которого по-прежнему трудно противостоять что в Америке, что в Европе. С другой стороны, некоторые награды соответствовали раскладу призов на последнем Каннском фестивале: Кристиан Мунжу получил там за свой фильм Золотую пальмовую ветвь, а Фатих Акин и его фильм «На другом конце света» – приз за лучший сценарий. Это еще раз доказывает большие возможности крупных фестивалей в части формирования общественного мнения. Так или иначе, но выбор 1800 членов Европейской киноакадемии совпал с мнением 9 человек из каннского жюри. Такое за 20–летнюю историю европейской кинопремии уже случалось – в 2000 году двойную победу одержал фильм Ларса фон Трира «Танцующая в темноте». Молодые румынские кинематографисты достаточно быстро оказались в центре внимания кинопрессы и фестивалей, а награда Европейской киноакадемии лишь подтвердила интерес к этому новому кинематографическому региону на карте Европы. Вообще представителям традиционно сильных кинематографий Франции и Германии достались в этом году призы «за вклад», а внимание к себе привлекли представители стран, считавшихся скорее окраиной европейского кино – Румынии и Израиля.

История

Двадцать лет назад немецкий режиссер Вим Вендерс и группа товарищей, куда входили Иштван Сабо, Иржи Менцель, Бернардо Бертолуччи, Душан Маккавеев, Кшиштов Кеслевский и Никита Михалков, решили, что европейскому кино трудно сохранять свои позиции в творческой и коммерческой борьбе с Голливудом из-за разобщенности кинодеятелей Европы, - и организовали Европейскую киноакадемию. В 1988 году «Феликс» - так назвали этот приз тогда - вручили впервые. Главную награду получил «Короткий фильм об убийстве» Кшиштофа Кеслевского, Педро Альмодовар за фильм «Женщины на грани нервного срыва» был назван лучшим молодым кинематографистом, а лучшим режиссером был признан Вим Вендерс, снявший в тот год «Небо над Берлином». Альмодовар впоследствии дважды становился лауреатом премии за лучший фильм, также как и датский режиссер Ларс фон Трир и англичанин Кен Лоуч. Вообще главные премии в основном доставались кинематографистам Италии, Франции, Испании и Великобритании – стран, которые определяли образ европейского кино. Российская картина лишь однажды стала фильмом года - в 1993 г. Никита Михалков получил приз за «Ургу». Но наши кинематографисты награждались премиями и в других номинациях: Юрий Шанин за музыку к фильму «Дни затмения», Мария Хмелик за сценарий фильма «Маленькая Вера», Виталий Каневский за сценарий «Замри, умри, воскресни», Ариф Алиев, Сергей Бодров и Борис Гиллер за сценарий «Кавказского пленника». Почетные приз получил выдающийся киновед, директор музея кино Наум Клейман (1993 г.), а в 1990 году специальной премии был удостоен …. весь союз кинематографистов СССР!

География

В последние годы, если верить врученным призам, в европейском кино лидировала Германия: в 2003 г. лучшим фильмом был признан «Гуд бай, Ленин!», режиссера Вольфганга Беккера, в 2004 – «Головой об стену» (реж. Фатих Акин), в 2006 - «Жизнь других» ( реж. Флориан Хенкель фон Доннерсмарк). Лишь относительное разнообразие в эту немецкоязычную картину внес австриец Михаэль Ханеке с фильмом «Скрытое» 2005 г., где заняты французские актеры Даниель Отей и Жюльет Бинош. Впрочем, и этот фильм – результат копродукции Германии, Австрии, Франции и Италии, да и родной язык для Ханеке – тоже немецкий.

Немецкие кинематографисты в последние годы заметно укрепляют свои позиции как в Европе, так и за ее пределами. Среди номинаций Европейской киноакадемии есть специальная премия за европейский вклад в мировой кинематограф. В этом году ее удостоен Михаэль Бальхаус, - оператор, работавший с Мартином Скорцезе, Френсисом Фордом Копполой, Робертом Редфордом и Майком Николсом. В Голливуде работают Роланд Эммерих, Вольфганг Петерсен, Оливер Хиршбигель, и тот же Михаэль Ханеке (именно отправившись в Лос Анджелес договариваться о съемках своего фильма, он отказался возглавлять жюри Московского кинофестиваля). Одной из крупнейших постановочных картин в мировом прокате 2007 года стал «Парфюмер» немецкого режиссера Тома Тыквера. В то же время в своем общеевропейском доме Берлин явно претендует на статус кинематографической столицы. Когда европейская киноакадемия только создавалась, город еще разделяла стена, а до введения единой европейской валюты оставалось 14 лет. Тогда можно было считать Берлин символом разделенной Европы. Но стену снесли, обломки разменяли на сувениры, на смену маркам и франкам пришел евро, и новый объединенный Берлин вполне способен стать символом и лидером единения.

Перспективы

Сейчас крупнейшие города Европы стоят в очереди на церемонию вручения призов Европейской академии: один год награждение проводится в Берлине, следующий – в другом городе, имеющем статус культурной и кинематографической столицы: Париже, Лондоне, Барселоне, Риме. В 2006 г. церемония впервые проводилась в Варшаве. На будущий год запланирован Копенгаген - это почетное право для датской столицы безусловно заслужил Ларс фон Трир (также как в свое время Барселона принимала церемонию благодаря Альмодовару). В 2009 приз снова будет вручаться в Берлине, а в 2010 - в Таллине, что, видимо, должно подчеркнуть внимание к национальным кинематографиям государств, недавно вошедших в Европейский союз. Дальнейшие планы пока не оглашаются, но будем надеяться, что когда-нибудь очередь дойдет и до Москвы.

Автор статьи Марина Торопыгина.