НАДЕЖДЫ СВЯТОЙ АННЫ
В конкурсе фестиваля Св. Анны соревнуются студенческие и дебютные фильмы. Особенность этого фестиваля в том, что жюри смотрит все присланные работы - в этом году их было 208, включая полнометражные и короткометражные игровые, документальные и анимационные фильмы. Наград тоже оказалось немало - премии, дипломы, коробки с кинопленкой, поездка на Каннский фестиваль и кольцо из монастыря св. Екатерины.
Конкурс
На конкурс были представлены фильмы студентов ВГИКА, Высших курсов сценаристов и режиссеров, Ст.Петербургской академии театрального искусства и еще несколько киношкол из разных регионов России. В жюри под руководством Сергея Лазарука работали Кирилл Разлогов, Вадим Юсов, Алла Сурикова, Игорь Толстунов, Татьяна Москвина-Ященко и другие известные деятели кино. В том, что организаторы фестиваля (его президентом все 15 лет является Борис Айрапетян) не проводят предварительный отбор, есть свое преимущество: жюри имеет возможность познакомится с полным спектром направлений и настроений молодого кинематографа. Нарисовавший общую картину Кирилл Разлогов отметил, что некоторые из начинающих авторов делают кино с целью соответствовать современным тенденциям и вписаться в коммерческий прокат, в то время как другие озабочены чистым самовыражением. В обоих случаях встречаются как действительно талантливые фильмы, так и фильмы, вызывающие удивление своей беспомощностью.
Отцы и дети
Фестиваль предоставляет идеальную возможность для диалога поколений - работы молодых кинематографистов смотрят и оценивают кинематографисты заслуженные, с мировым именем. Но некоторое противоречие возникло уже на пресс-конференции, посвященной открытию фестиваля: хотя члены жюри определились с наградами, они не могли ни назвать фильмы, ни подробно обсуждать их, чтобы не разрушить интригу вручения призов на закрытии. Ограничились общими замечаниями по поводу того, что значительно вырос общий уровень работ и отметили операторскую школу ВГИКА. При этом, конечно, немного проговаривались о своих симпатиях. И немного поспорили о том, насколько авторитет мастера и киношколы способен помочь или помешать юному дарованию. Алла Сурикова утверждала, что преподаватели ВГИКА предоставляют своим студентам полную творческую свободу - но как признавали другие, в стилистике, а иногда и в тематике многих студенческих работ было слишком заметно влияние того или иного мастера. Конечно, традиции и преемственность похвальны, но возможно, и сами члены жюри и оказались под впечатлением этой традиции. И если уж в конкурсе участвуют молодые режиссеры, актеры и операторы, то и в жюри нужно включать молодых киноведов и кинокритиков - или даже создавать отдельное жюри, оценивающее работы сверстников. Такое жюри озвучит мнения, которые высказывались на фестивале в частных беседах, когда участники и зрители делились своими впечатлениями. Заинтересованных зрителей в этом году собралось довольно много - возможно потому, что программа не объявлялась заранее, и два дня с 15 до 22 часов фильмы показывались подряд. Как бы то ни было, к вечеру второго дня Белый зал был полон - кинематографистов всех поколений объединил интерес к мастер-классу Анджея Вайды.
Великий польский режиссер приехал в Москву по случаю премьеры «Катыни», но подробно рассказывать о фильме не стал, потому что выступал накануне дня показа. Отметил только, что для него единственной возможностью снять фильм об этой трагедии было обращение к истории собственной семьи - отец Вайды был в числе расстрелянных польских офицеров. Вопросы классику задавали самые разные: как работать с актерами и правильно выбирать сценарий, есть ли разница между мужским и женским кинематографом, существует ли цензура и кто из великих режиссеров прошлого повлиял на его творчество. 82-летний Вайда, стоя на сцене, два часа рассказывал о своем первом опыте в кинематографе, о любимых актерах, о европейской литературе, о Микеланджело и папе Римском, о том, как начинал учиться живописи и о том, что любой режиссер должен прежде всего хорошо представлять себе, что и кому он хочет рассказать в своем фильме. Ответы на простые и иногда даже наивные вопросы превращались в философские рассуждения о том, что быстротечная жизнь театрального спектакля может остаться в сердце и памяти, а фиксирующая реальность кинопленка иногда заканчивает свои дни в архиве. Как признавались начинающие режиссеры, встреча с Вайдой подействовала на них «освобождающе», вселила надежду и желание делать свое кино.
Награды
Награждение проходило в полупустом Большом зале Дома кино. Дипломы, по традиции, вручались с формулировками: «За простоту и сердечность» (анимационный фильм «Рыбка», реж. С. Рябов), «За максимальную выразительность минимальными средствами» («I like birds», реж. Владимир Посохин ) «За легкое дыхание фэнтэзи» («Сальса для ангела», реж. Елена Шеина), «За свидетельство о чуде жизни на экране» («Святая канавка», реж. Иван Твердовский). Вручая диплом фильму «Высокие чувства» (реж. Леонид Пляскин), Сергей Лазарук запнулся, читая «За достоверное и безжалостное воплощение юношеской гиперсексуальности», и вздохнув, пояснил: «Разлогов писал». Первую премию за лучший документальный фильм получила Юлия Киселева, «А-студия», Екатеринбург, за фильм «Далеко от Лондона» - портрет драматурга Василия Сигарева на фоне его родного города. Премию за лучший анимационный фильм решили не присуждать, а второе место досталось Светлане Филипповой за фильм «Три истории любви», где кадры кинохроники сочетались со сделанной в стиле карандашного рисунка анимацией. Вручавшие призы особенно радовались тому, что среди победителей много женщин-режиссеров. В игровом кино премиями были отмечены «Тася», реж. Роман Артемьев, мастерская В.Хотиненко и В.Фенченко, ВКСиР (3 премия); «Где-то между маем и летом», реж. Кирилл Папакуль, мастерская А. Суриковой и В.Фокина, ВКСиР (2 премия). А главную награду поделили Игорь Хомский, ВГИК, мастерская В.Абдрашитова, за фильм «Краткие сведения по некоторым эпизодом» и Наталья Иванова, ВГИК, мастерская Е.Ташкова и А.Сурина, за фильм «Цветок багульника». Никита Михалков, вручавший победителям специальный приз киноакадемии, смог разделить только его денежное содержание. А чтобы решить, кому отдать кольцо, освященное в монастыре св. Екатерины на Синае, жюри пришлось проголосовать еще раз - и благословение св. Екатерины, покровительствующей людям творческих профессий, досталось Наталье Ивановой. Вероятно, у будущего нашего кинематографа действительно женское лицо.
Автор статьи: Марина Торопыгина
Автор фото: Наталья Четверикова