В Госфильмофонде России состоялся 9-ый Фестиваль архивного кино «Белые Столбы» 2005 г.

В этом году фестиваль проходил под знаком 60-летия Победы. Этой же теме был посвящен и проводившийся в рамках фестиваля круглый стол, участники которого попытались сформулировать ответ на вопрос, насколько адекватно военная тема воспроизведена в фильмах прошлых лет и в современном кинематографе. Или, как сказал художественный руководитель фестиваля Владимир Дмитриев, является ли война 1941-45 годов, после которой сменилось три поколения, уже столь же далекой, как троянская, или тема эта по-прежнему может быть для нас живой и актуальной. Обращение к архивному кино делает особенно заметными перемены в мировоззрении и художественной форме, которые произошли за 60 лет: от плакатно-агитационных фильмов военных лет - до размышления о судьбе отдельного человека в 60-е годы и победно-героических фильмов конца 70-х. Каждый исторический период формировал свой взгляд на события: от идеологических установок не свободны ни старая хроника, ни современные сериалы. В этом году в цикле фильмов о войне были показаны: запрещенный фильм Козинцева и Трауберга «Простые люди» (1946 г.) , фильм «Март-апрель» (1941 г.) с участием Олега Жакова, а также пробы к фильму «Спутник» (1948 г.) по роману Веры Пановой. Тему войны в зарубежном кино представляли американский фильм «История американского солдата» (1945 г.) и английский фильм «Победители» (1963 г.), а также хроникально-документальная итальянская лента «Дни славы» (1945 г).

Архивный фестиваль не предполагает тематической ретроспективы с обязательным участием шедевров. Организаторы предпочитают курьезы и раритеты, поэтому и показывают редко извлекаемые из архивов, малоизвестные или полузабытые ленты, рядом с которыми по-новому воспринимается классика. Впрочем, без шедевров фестиваль Госфильмофонда тоже не обходится. Например, «Ниночка» Эрнста Любича с с Гретой Гарбо в заглавной роли и в наше время могла бы стать бестселлером: настолько забавны приключения большевиков в Париже в 30-е годы прошлого века.

Рядом с экраном организаторы фестиваля разместили плакат со словами Игоря Стравинского: «Настоящим делом художника является ремонт старых кораблей, он может повторить по-своему лишь то, что уже было сделано». В рубрике «Киноманские забавы» несколько фильмов были показаны именно с точки зрения обращения к классике. Своеобразным комментарием к фильму «Убить Билла» стал «Почтальон всегда звонит дважды» (1946 г.) с Ланой Тернер, которую Билл обожал в детстве, и на которую временами очень похожа героиня Умы Турман. «Уродов» Тода Браунига и «Цилиндр» с участием Фреда Астера смотрят герои последнего фильма Бертолуччи «Мечтатели». Эпизод из фильма о школьной жизни «Ноль за поведение» Жана Виго у Трюффо в «Четыреста ударов» является не столько цитатой, сколько признанием в любви великому мастеру. Такие многозначительные детали могут по достоинству оценить заядлые киноманы. В Госфильмофонд приезжают киноведы и кинокритики со стажем, которых нужно постараться удивить - или порадовать: отметить, например, юбилей выхода на экран японского фильма «Годзилла» (1954 г.). Ведь даже известные фильмы, увиденные много лет спустя, воспринимаются по-новому. Легкая комедия становится классикой, а пафосные и претенциозные фильмы, отмеченные премиями, кажутся безнадежно (безнадежно ли?) устаревшими. Жаль, что архивный киносмотр не может присудить премии заново.

Призы в Белых Столбах присуждаются не фильмам, а людям, которые пишут или рассказывают о кино. В этом году в номинации «Лучший российский кинокритик/журналист» победила Лариса Малюкова. Приз в номинации «Российский теоретик и историк кино» получил Владимир Забродин, а диплом за лучшую программу о кино - «Культ кино» Кирилла Разлогова. Кроме того, ежегодно присуждаемый приз имени Виктора Демина был вручен Любови Аркус за создание многотомной энциклопедии по новейшей истории российского кино.

Марина Торопыгина